Трактор – это самоходная машина (обычно колесная или гусеничная), предназначенная для приведения в действие прицепного или навесного оборудования и рабочих органов с целью выполнения разнообразных технологических операций. Совокупность трактора с прицепным, навесным, полунавесным и стационарным оборудованием называется машинно-тракторным агрегатом (МТА).

Тракторы используются во всех отраслях народного хозяйства (сельское, лесное, коммунальное хозяйства, промышленное и гражданское строительство и т.д.) с целью механизации тяжелого физического труда и повышения его производительности. Для удовлетворения широкого спектра задач народного хозяйства необходим целый ряд моделей тракторной техники – от мала до велика.

В основе формирования такого (дискретного) ряда тракторной техники лежит рационально обоснованная система, позволяющая покрыть весь (непрерывный) спектр задач с максимальной эффективностью. Основные принципы этой системы заключаются в следующем:

1. Минимальное число моделей тракторов, обоснованное по экономическим и техническим соображениям;

2. Полное покрытие нужд народного хозяйства по номинальным тяговым усилиям и скоростям тракторов;

3. Обеспечение максимальной производительности МТА и других критериев эффективности.

С учетом всех этих требований принят основной классификационный параметр (номинальное тяговое усилие трактора) по которому в соответствии с ГОСТ 27021-86 выполняется градация всей тракторной техники на тяговые классы. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным (не существенно зависит от типа движителя и свойств грунта) и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями.

Под номинальным тяговым усилием сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования.

Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном сухом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по ее диапазону (см. табл. 2).

Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы делят на десять тяговых классов, а промышленные тракторы - на восемь (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов

Тяговый классНоминальное тяговое усилие, кНТяговый классНоминальное тяговое усилие, кН
0.2 От 1,8 до 5,4 3 Св. 27 до 36
0.6 Св. 5,4 до 8,1 4 Св. 36 до 45
0.9 Св. 8,1 до 12,6 5 Св. 45 до 54
1.4 Св. 12,6 до 18 6 Св. 54 до 72
2 Св. 18 до 27 8 Св. 72 до 108

Таблица 2. Тяговые классы промышленных тракторов

Тяговый классНоминальное тяговое усилие, кНТяговый классНоминальное тяговое усилие, кН
2 От 4 до 6 25 Св. 25 до 35
6 Св. 6 до 10 35 Св. 35 до 50
10 Св. 10 до 15 50 Св. 50 до 70
15 Св. 15 до 25 70 Св. 70 до 90

Приведенная выше рационально обоснованная (с точки зрения техники, технологии производства, экономики и эксплуатации) градация тракторов по тяговому классу называется типажом тракторов.

Тяговый класс – это совокупность моделей тракторов, имеющих тяговое усилие в заданных пределах.

Модель трактора – конкретное конструктивное исполнение трактора. В рамках единого производства выделяют базовую модель, на основании которой создают модификации.

Модификация – это модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, имеющая с последней широкую степень унификации. Модификации создаются для более эффективного выполнения специфических операций либо для работы в специфических условиях. Модификация может иметь, в отличие от базовой модели измененную компоновку, дополнительные механизмы. Что позволяет быстро и с наименьшими затратами на подготовку производства создавать необходимый трактор.

Типы и основные параметры малогабаритных тракторов устанавливаются в ГОСТ 28523-90 «Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ. ТРАКТОРЫ МАЛОГАБАРИТНЫЕ. Типы и основные параметры»

Таблица 3. Типы и основные параметры МГТ по ГОСТ 28523-90

Типы МГТ
Конструкционная масса, кг +15%

Номинальная

мощность двигателя, кВт 
Максимальная скорость, км·ч 

Ширина

колеи, мм, не более 

Агротехнический просвет, мм, не менее 

рабочая транспортн. 
МГТ одноосные (мотоблоки)

Легкий

До 70  До 3 6 15* 700 130

Средний

До 100 До 5  150

Тяжелый

Св. 100  Св. 5  300

МГТ двухосные

Легкий

До 500 До 10  6 15 800 300

Средний

До 650 До 14  6 25 800 300

Тяжелый

Св. 650  Св. 14 до 16  6 25 1200 300

Раньше типаж выполнял плановые функции, обязательные для заводов-изготовителей. В настоящее время в условиях рыночной экономики типаж имеет рекомендательный характер. Перспективные разработки тракторной техники по-прежнему отвечают требованиям высокого технического уровня, конкурентоспособности, повышению производительности МТА, улучшению условий труда тракториста и совершенствованию экологических качеств.

Каталог навесного оборудования

Скачать каталог >>

Дополнительные опции

Скачать каталог >>

Каталог запчастей

Открыть каталог >>

Примеры комплектаций

Открыть примеры комплектаций >>

Доп. предложения

Открыть раздел >>

Гусеничное тракторное шасси «A»

Подробнее

Гусеничное вездеходное шасси «B»

Подробнее

Гусеничное транспортное шасси «C»

Подробнее

Колесное многоцелевое шасси «D»

Подробнее

Двухзвенные гусеничные шасси «АхА», «ВхВ», «CxC»



Подробнее