Следующим этапом после создания гибкого трака для сверхлегких вездеходов явился проект по разработке жесткого трака для легких и средних гусеничных вездеходов. 3-D модели указанного трака и его пресс-формы показаны на рис.1. Указанный трак имеет также оригинальную конструкцию, защищенную патентами на полезную модель. Отличительными особенностями данного трака является схема параллельного шарнира, которая, как известно, отличается самой высокой надежностью и применяется в основном на средних и тяжелых транспортерах и танках; применение закрытого шарнира, также обеспечивающего наибольший ресурс гусеничных цепей; полное обрезинивание стального каркаса трака; цевочное зацепление и двойные опорные катки. Все эти решения в совокупности обеспечивают высокий ресурс гусеницы, малую вероятность разрушения элементов гусеничной цепи. Еще одной особенностью конструкции трака является зацепление зуба ведущей звездочки в окнах трака, что позволяет осуществить жесткий уширитель с прочным креплением к самому траку: как известно в других конструкциях гусениц это является определенной проблемой.
Рис.1. 3-D модели трака и его пресс-формы
На рис.2 показаны основные элементы трака: литой каркас трака и цевка, обрезиненный палец трака и его запрессовка на прессе в трак. Протектор трака выполнен в виде «елочки», причем выступы протектора одного трака являются продолжением выступов протектора другого. Указанная форма протектора является оптимальной с точки зрения самоочищаемости. В уширителях трака выполнены отверстия, которые позволяют устанавливать в них рым-болты или продевать металлический трос, для самовытаскивания. Каркас трака и цевки выполнены методом точного литья по газифицируемым моделям (ЛГМ) из легированной марганцевой стали, обеспечивающей высокую поверхностную прочность за счет образования, так называемого, поверхностного наклепа. Суть метода ЛГМ заключается в формировании пенопластовых моделей, которые соединяются между собой в «куст», далее этот куст покрывается термостойкой коркой и помещается в песок. Металл заливается во входной питатель «куста», и заполняет его изнутри, за счет выжигания пенопластовых моделей. Процесс выемки из песка «куста», составленного из цевок показан на рис.3. Также показан дефект литья каркаса трака.
Рис.2. Элементы гусеничной цепи и их сборка на прессе
Рис.3. Литье деталей трака
Рис.4. Разрушение трака после испытания на разрывную нагрузку 15т
Все траки гусеничной цепи проходят 100% контроль на стенде под нагрузкой 10-15тс. Разрушенный каркас трака показан на рис.4. Разрушение произошло из-за дефектов литья – раковин, которые хорошо видны на поверхности разрушения трака рис.4.
Рис.5. Гусеничная цепь в сборе
Созданная гусеница рис.5 на основе жестких обрезиненных траков с параллельным шарниром успешно прошла эксплуатационные испытания и применяется на малых, средний гусеничных машинах и спец шасси. Созданный трак является базовым элементом в типоразмерном ряду гусениц для средних вездеходов: на его основе допускается создание модификаций под конкретные требования заказчика и условия работы трака. Так, например, изменению подвергаются следующие параметры: уширяется трак (ширина 450-500мм), увеличивается шаг, выполняется более развитый протектор, используются разные составы резиновых смесей, в том числе и с армированием волокнами и т.п.
Геометрические параметры базового трака показаны на рис.6. Основные физико-механические параметры трака приведены в таблице.
Рис.6. Геометрические размеры трака
Параметры трака
№ |
Наименование параметра |
Величина/характеристика |
---|---|---|
Максимальное тяговое усилие, Н |
100000 (10000кГ) |
|
Номинальное тяговое усилие, Н |
30000 (3000кГ) |
|
Максимальный угол изгиба, град |
40 |
|
Ширина трака, мм |
390 |
|
Высота протектора, мм |
20 |
|
Материал трака (обрезиневание) |
Смесь резиновая |
|
Каркас трака |
Литой из стали |
|
Пробег гусеницы, км |
8000-10000 |
|
Тип зацепления со звездочкой |
Цевочное, многошаговое |
|
Тип шарнира |
Закрытый или РМШ |
Скачать каталог >>